Сегодня мошенники не вытаскивают деньги из кармана и не взламывают квартиры. Жертвы сами переводят деньги злоумышленникам или передают им конфиденциальные
данные — так работает социальная инженерия
Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?
Очень часто от мошеннических звонков страдают пожилые люди. Злоумышленники пользуются их доверчивостью и незнанием нюансов работы банков или других организаций. Чтобы обезопасить близких от подозрительных звонков, напоминайте им об основных правилах безопасности:
Что делать, если вам звонят и представляются сотрудниками банка или полиции? Как понять, что звонят мошенники?
Если вам позвонили с незнакомого номера и требуют, что‑то сделать, задайте себе один из вопросов ниже. Если хотя бы один из пунктов совпадает, это повод насторожиться. Положите трубку и спокойно обдумайте ситуацию, если нужно, позвоните родственникам или сами перезвоните в банк по одному из номеров, указанных на официальном сайте.
Кто звонит? |
Что говорит? |
Что просит сделать? |
- Сотрудник колл‑центра.
- Сотрудник службы безопасности банка.
- Сотрудник правоохранительных органов, например полиции или ФСБ.
- Сотрудник Центробанка или других госструктур.
- Сотрудник мобильного оператора.
- Телефонный бот.
|
- «С вашего счета пытаются списать средства».
- «На вас оформили кредит».
- «Ваш родственник в опасности, и ему срочно нужны деньги».
- «Ведется расследование, нужна ваша помощь».
- «Заканчивается срок действия сим‑карты».
- «Мошенники взломали Госуслуги».
|
- Сообщить персональные данные: кодовое слово, код из пуш‑сообщения или СМС, реквизиты карты, логин и пароль от аккаунта на Госуслугах.
- Перевести средства на безопасный счет или открыть новый счет, а старый закрыть, так как он был скомпрометирован.
- Снять деньги в банкомате.
- Оформить кредит.
- Сформировать QR‑код в приложении банка и прислать его.
- Установить специальное приложение.
|