Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитация младенцев)

Отделение раннего вмешательства

Отделение раннего вмешательства было открыто 11 января 2009 года в рамках приоритетной, общегородской социальной программы «Абилитация младенцев».

 На Отделении реализуются программы помощи семьям, имеющим в своем составе детей с функциональными нарушениями в развитии - от рождения до трех лет, на отделение также принимаются дети, не имеющие инвалидность, но попадающие в группу риска нарушения развития (двигательных, речевых, когнитивных функций и др.)

Деятельность отделения направлена на оказание междисциплинарной   помощи семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его социальной адаптации в обществе.

 Задачи отделения:

1. Нормализация жизни ребенка и семьи за счет создания нормальных ритмов жизни, условий жизни, условий для развития ребенка и нормального общества вокруг ребенка.

2. Максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствие с его возможностями в следующих областях:

  • развитие навыков коммуникации, в частности речи (альтернативные способы коммуникации);
  • познавательная область развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование и игру);
  • социальная область (навыки социального взаимодействия с другими людьми, понимание и выражение эмоций);
  • развитие движений (обеспечение возможности удерживать и менять по своему желанию позу, дотягиваться, хватать, удерживать и манипулировать предметами, передвигаться в пространстве, в случае невозможности выполнения самостоятельных движений – подбор вспомогательного оборудования);
  • самообслуживание (формирование предпосылок к овладению такими важными умениями, как самостоятельное питание, умывание, уход за телом, одевание, раздевание)

3. Образование и поддержка семьи в процессе абилитации.

 Специалисты Отделения проводят первичный прием, в ходе которого решаются следующие задачи:

 

  • Сбор начальных данных о ребенке и семье;
  • Оценка потребностей семьи и ребенка;
  • Проведение первичной оценки зрения и слуха, двигательного, коммуникативного, познавательного и эмоционального развития, используя адаптированные методики;
  •  Обсуждение и согласование с родителями результатов оценки;
  •  По запросу родителей специалисты отделения оказывают информационную поддержку, консультируя их о наличии в городе специализированных учреждений (детских садов, медицинских центров, общественных организаций и др.);
  •  Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий специалистами отделения, консультирование родителей в ходе реабилитационных мероприятий;
  • Выработка рекомендаций по созданию индивидуальной развивающей среды для ребенка: сенсомоторная стимуляция, подбор игрушек, организация игрового пространства, обучение родителей способам игрового взаимодействия с ребенком. 

В ходе первичного приема сотрудники отделения собирают анамнез, пользуясь информацией из медицинской карточки ребенка, заключениями врачей.

Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи является одним из ведущих принципов: так, дети раннего возраста, поступающие на обслуживание в Центр, чаще всего приходят по направлению врачей районных поликлиник, где указан основной диагноз ребенка, рекомендации.

В практику работы отделения были введены новые формы занятий: групповые развивающие занятия для детей от 1 года до 1,5 лет.

«Сенсомоторика» 

  Занятия направлены на развитие согласованности движений с сенсорным восприятием. На занятиях используют специально подобранные игрушки, пособия, стимулирующие зрительные, тактильные слуховые ощущения. В результате развивается точность движений рук, зрительно-моторная координация. Дети обучаются способам обследования предметов, выполнению планомерных действий.

Занятия учителя - дефектолога направлены на речевое развитие ребенка. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции проводится посредством логопедического массажа, применения элементов артикуляционной гимнастики. Данные направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Специалисты отделения:

  • Чернышева Марина Владимировна – учитель-дефектолог;
  • Ажбакова Нелля Рахимчановна - медицинская сестра по массажу;
  • Кархалева Наталья Федоровна – педагог-психолог

Положение об отделении