Деятельность междисциплинарной бригады (МДБ) СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района»

Развитие адаптационных способностей нового поколения– важная задача современного общества, поскольку именно от умения личности гибко приспосабливаться к динамичным условиям современной жизни и деятельности зависит, в целом, и развитие общества. Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. При этом, согласно теории функциональных систем организма П. К Анохина, мишенью поиска являются не проявления и признаки болезней в привычной их классификации по заболеваниям органов и тканей, а нарушения системной организации важнейших физиологических функций организма.

Развитие адаптационных способностей нового поколения– важная задача современного общества, поскольку именно от умения личности гибко приспосабливаться к динамичным условиям современной жизни и деятельности зависит, в целом, и развитие общества. Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. При этом, согласно теории функциональных систем организма П. К Анохина, мишенью поиска являются не проявления и признаки болезней в привычной их классификации по заболеваниям органов и тканей, а нарушения системной организации важнейших физиологических функций организма.

Особую важность вопрос развития адаптационных возможностей приобретает в рамках процесса реабилитации, который, согласно современной научной позиции, стал рассматриваться с точки зрения комплексной биопсихосоциальной, а, в отдельных случаях, – духовной модели здоровья. Целью реабилитации стало не устранение заболевания, что не всегда возможно, а восстановление/компенсация за счет развития других определенных функций организма, восстановления и/или формирования определенных элементов активности и участия, создания соответствующей окружающей среды. Т.о., программа реабилитации уже не может формироваться одним лечащим врачом, необходим междисциплинарный подход, совместное определение задач реабилитации, согласованное выполнение программы в разных реабилитационных организациях. Программа реабилитации должна носить межведомственный характер.

Подобный комплексный подход к реабилитации реализуется в СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района Санкт-Петербурга». В его процессе участвуют специалисты разных уровней – от организаторов и управленцев до конкретных исполнителей- функционирующие в рамках Междисциплинарной бригады специалистов(МДБ).

Основная цель деятельности МДБ- совершенствование социально-реабилитационной помощи инвалидам трудоспособного возраста с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие приобретенных заболеваний центральной нервной системы. В состав МДБ входят: психологи, логопед, специалист по социальной работе, выполняющий функции эрготерапевта, инструктор по физической культуре.

В СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района» решено было использовать междисциплинарную модель командной работы

В своей деятельности МДБ опирается на холистический (целостный) подход. Одной из особенностей этого подхода является индивидуализированная постановка целей.

В системе реабилитации работа МДБ включает следующие этапы:

  1. Диагностический (подготовительный). Каждый пациент проходит обследование у всех специалистов МДБ. На основе их заключений определяется цель и сроки реабилитацииСоставляется реабилитационная программа.
  2. Собственно реабилитация  – самый длительный этап работы. Реализация программы, в которой все специалисты тесно взаимодействуют друг с другомАктивными участниками процесса являются семья и сам клиент.
  3. Оценка эффективности проведенной реабилитационной работы и дальнейшего реабилитационного потенциала пациента. Разработка рекомендаций.

Каждый член МДБ выполняет свои, чётко обозначенные функции:

Роль психолога в МДБ:

1) Психодиагностическая оценка

  • Когнитивные функции;
  • Личностные ресурсы, реабилитационный потенциал;
  • Мотивация и готовность  к восстановлению утраченных функций.

2) Коррекция.

3) Консультирование.

Логопед в бригаде проводит углублённое логопедическое обследование клиентов для определения структуры и степени выраженности имеющегося  дефекта; осуществляет работу, направленную на максимальное восстановление речи клиентов.

Эрготерапевт проводит оценку активности повседневной жизни клиента; осуществляет тренировку бытовых навыков в целях сохранения индивидуальной самостоятельности и самообслуживания в области личной гигиены, в быту, на работе; консультирует клиентов по вопросам  применения соответствующих вспомогательных средств, а также изменения бытового и трудового окружения, подбору вспомогательных приспособлений

Для оценки функционирования клиентов используются стандартизированные методики и шкалы с последующим переводом полученных результатов в категории МКФ. На основе количественных данных выстаивается функциональный профиль клиента, который демонстрирует степень нарушений функций организма, ограничений активности и возможности участия клиента в определенный временной период, что позволяет использовать его в качестве основы для планирования и проведения реабилитационных мероприятий. Итоговая оценка эффективности реабилитации осуществляется на основании сопоставления достигнутых результатов при выполнении целей реабилитации с начальными параметрами по основным категориям ограничений активности и участия клиента.

Для оценки состояния клиента использовался комплексный подход и графическое представление результатов.

Т.о.,в современных исследованиях показано, что использование МКФ в практике реабилитации инвалидов позволяет оценить улучшение жизнедеятельности и социального участия клиента, что является необходимым условием для достижения конечной цели комплексной реабилитации. Необходимо подчеркнуть, что использование отдельных шкал и методик не позволяет провести системный анализ состояния клиента, определить цель реабилитации. В то время как применение МКФ в практике учреждения создает возможности для эффективного междисциплинарного взаимодействия на основе единой системы категорий для планирования и проведения реабилитационных мероприятий. Таким образом, применение МКФ как интегративного показателя работы каждого специалиста позволяет объективно оценить эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

В рамках межведомственного взаимодействия с ГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» супервизионную поддержку МДБ оказывают его научные сотрудники: Исаева Е.Р., заведующий кафедрой общей и клинической психологии, доктор психологических наук, профессор и Бизюк А.П., кандидат психологических наук, доцент.

Помимо супервизионной поддержки работы МДБ специалисты ГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» повышают уровень методологической и профессиональной грамотности сотрудников ЦСРИДИ Невского района путем информирования о внедрениях в практическую работу последних достижений науки по вопросам реабилитации инвалидов на своих семинарах-практикумах. Так, в 2019 году неоднократными гостями ЦСРИДИ стали: Добряков И.В. (кандидат медицинских наук, доцент, психиатр высшей категории ), Шмонин А.А.( доцентом кафедры физических методов лечения и спортивной медицины ФПО ), Пахомова Ф.В.(ассистент, специальность: клинический психолог, преподаватель психологии).

Помимо гостей мощное психологическое сопровождение клиентов и сотрудников осуществляется  силами психологов Центра.           

Просветительское направление реализуется психологами  путем выступлений на конференциях учреждения и организации встреч с сотрудниками на семинарах-практикумах, темы которых формулируются исходя из актуального запроса. Так, были организованы выступления на конференциях и семинары-практикумы по следующим темам: «Особенности экологичного общения», «Особенности взаимодействия с клиентами с нарушением понимания обращенной речи», «Особенности взаимодействия с конфликтными клиентами», «Маркеры в работе с конфликтными клиентами».

Кроме того,  ежедневно проводятся разнонаправленные тренинги.

1. Тренинги когнитивной направленности:

- Когнитивный тренинг

-Гимнастика для ума

Данный вид тренингов представляют собой курс упражнений, направленных на восстановление, поддержание таких познавательных функций, как внимание, память, мышление и способствуют формированию новых познавательных навыков

2. Тренинги коммуникативной направленности:

-Общение без границ

Данный вид тренинга представляет собой курс упражнений, направленных на групповое сплочение, развитие умения слышать и слушать себя и другого, умение взаимодействовать с другим, непохожим на тебя, принимать его инакость, на развитие эмпатии и толерантности. Работа с чувствами: развитие умения чувства узнавать, называть и выражать.

-Психокоррекционный тренинг

Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируются коммуникативные навыки, оказывается психологическая поддержка, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

3. Тренинг творческой направленности:

- Арт-терапевтический тренинг

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), процесс рисования не просто способствует развитию каждой из них, но и связывает их между собой. Рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе для снятия психического напряжения, при коррекции неврозов, страхов. Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества.

Говоря об инновациях в реализации социально-психологической реабилитации, важно сказать о том, что в тренинговую работу были включены ПСУ с тотальным нарушением зрения, и в рамках междсциплинарного взаимодействия с педагогом тифлотехники удалось перекодировать тексты психологических стимульных материалов шрифтом Брайля.

Кроме того, в начале 2019 года начала функционировать Супервизионная группа специалистов СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района»  по работе с трудными клиентами. СГС является группой координирования сотрудников, деятельность которой направлена на выработку единой модели эффективного взаимодействия с получателями социальных услуг, имеющими особые потребности (ожидания) с целью повышения эффективности во взаимодействии.

 

Добавить комментарий