Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта

Отделение  предназначено для обучения самостоятельному проживанию, первичным трудовым навыкам людей с нарушением интеллекта в целях их интеграции в общество, реализации программы их социальной реабилитации. Отделение обслуживает инвалидов с нарушением интеллекта, способных принимать посильное участие в производственном процессе (т.е. способных осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы).

Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта № 1

Целью деятельности социально-трудового отделения для людей с нарушением интеллекта № 1 является социализация и интеграция людей с нарушением интеллекта в общество. В отделении организовано ежедневное пребывание лиц с нарушением интеллекта (по рабочим дням с 9.00 до 18.00). 20 клиентам, находящимся на полустационарной форме обслуживания, предоставляется горячее питание (обед).

В настоящее время в социально-трудовом отделении функционирует студия прикладного творчества и клуб «Войлочные чудеса», студия «Горница», студия социально-бытовой адаптации, мастерская «Агат», клуб «Скрап-ART», организованы занятия с педагогом-психологом и социальным педагогом, значительное внимание уделяется патриотическому воспитанию и социокультурной реабилитации. В настоящий момент отделение представляет собой динамично развивающийся механизм помощи инвалидам с нарушением интеллекта.

Мастерская «АГАТ»

Мастерская «АГАТ» - новое направление деятельности социально-трудового отделения. Занятия в мастерской организованы 2 раза в неделю – (пн., ср., с 14.00 до 16.00), ведет занятия социальный педагог Афанасова Татьяна Яковлевна. Работает мастерская с декабря 2017 года. Основным направлением деятельности мастерской «АГАТ» является ультрамодная техника изготовление оригинальных украшений (серьги, кулоны, броши, брелки) из ювелирной эпоксидной смолы.

Эпоксидная смола состоит из двух компонентов: самой смолы и отвердителя. При их смешивании получается отвердевание материала с его последующей полимеризацией. Эпоксидная смола после застывания превращается в прозрачный и очень твёрдый пластик, внешне имитирующий оргстекло или даже настоящее стекло, только небьющееся. Эпоксидная смола обладает высокой прочностью (гораздо выше, чем у обычного клея), она лучше противостоит изнашиванию, а её способность принимать нужную форму при полимеризации даже в невысоких температурах – это то, что требуется при изготовлении украшений в бытовых условиях. Сухоцветы, камушки, ракушки, бусины – это оригинальный декор, который используется в украшениях из эпоксидной смолы. Эти природные материалы вносят разнообразие и задают цветовую гамму украшению.

        

Студия прикладного творчества и клуб «Войлочные чудеса»

Одним из наиболее популярных в настоящий момент направлений деятельности студии прикладного творчества и клуба «Войлочные чудеса» является мокрое валяние и одно из разновидностей мокрого валяния – нунофелтинг. Мокрое валяние - это техника, позволяющая создавать довольно утилитарные вещи – шарфы, палантины, тапочки, рукавицы, шапки, валенки и т.д.

Сама техника достаточно простая и заключается в том, что на плоской поверхности сперва из шерсти выкладывается будущее изделие, затем шерсть увлажняется раствором, а далее производят сваливание путем поглаживания, надавливания и трения мокрой шерсти, в результате чего образуется нетканое полотно. Нунофелтинг - валяние шерсти на какой-либо ткани, в результате чего получатся абсолютно новый вид полотна, из которого можно изготовить шарфы, одежду и разные декоративные украшения.

Студия социально-бытовой адаптации

Инструктор по труду в студии социально-бытовой адаптации проводит обучение личной гигиене, пользованию бытовыми предметами, навыкам приготовления пищи, ведению домашнего хозяйства и многое другое. Основной задачей является реализация системы мер, направленных на формирование способностей инвалидов с нарушением интеллекта к самостоятельному обслуживанию в быту, а также нацеленных на повышение интеграционных возможностей инвалидов.

Инвалиды с нарушением интеллекта в рамках занятий обучаются элементарным навыкам приготовления пищи, что является необходимым умением для самостоятельного проживания.

Первостепенная задача студии социально-бытовой адаптации – максимально приложить усилия к тому, чтобы привить подопечным инвалидам комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного функционирования в обществе.

Социально-трудовая реабилитация и социально-средовая адаптация (занятия с социальным педагогом)

Социально-трудовая деятельность в рамках социально-трудового отделения для людей с нарушением интеллекта № 1 ставит перед собой такие задачи как:

- четкое планирование действия, операций по организации трудовой деятельности инвалидов с нарушением интеллекта,

- формирование бытовых навыков по самообслуживанию,

- закрепление трудовых навыков, способствующих социальной адаптации.

     И реализует следующие модули:

- «Помощники по столовой»

- «Чистота вокруг нас»

- «Цветоводство и ландшафтные работы»

     Клиенты отделения относятся к выполнению работ в рамках социально-трудовой реабилитации достаточно формально, наблюдаются сложности в осуществление самых элементарных общетрудовых умений. Деятельность осуществляется только под контролем социального педагога отделения.

Важным элементом работы социального педагога отделения является социально-средовая ориентация индивидов с нарушением интеллекта. Социально-средовая ориентация в рамках деятельности отделения - это обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности.

Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности. На практике это реализуется не только посредством проведения теоретических занятий, но и практических, в рамках которых проходят организованные выходы в магазин, сберегательную кассу, кафе.

Клиенты отделения получают стартовую задачу, к примеру – осуществить покупку подсолнечного масла, необходимого для проведения занятий в студии социально-бытовой адаптации и соответственно достигают ее посредством организованного похода в магазин.

Студия Горница

Студия «Горница» функционирует в отделении с 5 октября 2015 года. Занятия в студии «Горница» направлены на приобщение инвалидов трудоспособного возраста к истокам народной культуры, передачу нравственных устоев, духовных и художественных ценностей.  Народная культура передает самобытность народа. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания клиентов об окружающей жизни. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительном отношении к труду, восхищении мастерством человеческих рук, вере в благополучное будущее, что особенно важно для инвалидов. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. На данном этапе развития общества наблюдается новый виток интереса к возрождению исконно русских декоративно-прикладным искусствам, ремеслам, культуре.

Занятия в студии «Горница» позволят инвалидам получать эти знания в процессе реабилитации, в рамках реабилитационного процесса.

 «Горница» ориентирована не только на овладение инвалидами теоретических знаний о традиционных русских искусствах, но и на овладение на практике некоторой частью этих ремесел в специально созданной обстановке некоего музея со всеми необходимыми экспонатами и атрибутами, к которым можно непосредственно прикоснуться. Широкий набор видов деятельности в студии «Горница» и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор целевой группы, но и каждому ее участнику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние и способствует процессу социализации и интеграции в общество.

Основным видом деятельности в студии «Горница» является создание народных обережных кукол. Обережное рукоделие непосредственно привязано к народному календарю, к примеру, в январе в студии делаются такие куклы как «Крестец» и «Рождественский ангел», с приходом весны изготавливаются куклы-веснянки, куклы-сороки, куклы-первоцветы, куклы - птицы радости, куклы-мартинички, ближе к лету в ход идут куклы «Кукушечки», «Кубышки-травницы», «Сёмик и Семичиха».

В рамках занятий в студии «Горница» клиенты Центра принимают непосредственное и очень активное участие в подготовке праздничных мероприятий. К примеру, ежегодно проходит праздник «Масленица», вся атрибутика для праздника изготавливается именно в «Горнице». Масленичные гуляния, успевшие стать традиционными за время существования студии, являются визитной карточкой «Горницы».

Клуб «Скрап-ART»

Клуб «Скрап-ART» специализируется на скрапбукинге - это рукоделие, которое состоит в создании открыток, альбомов, фотоальбомов, фоторамок определенной тематики, украшенных декоративными предметами. Декорирование – это основа данного вида рукоделия. Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет обучающимся окунуться в сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого обучающего. Скрапбукинг не только помогает создавать уникальные, неповторимые и удивительные скрап-поделки, осваивая стили и техники кардмейкинга, но и реализует развитие творческих способностей, применяя современные методы, приемы и технологии.

Занятия в клубе «Скрап-ART» организованы 2 раза в неделю – (вт., чт., с 14.00 до 16.00), ведет занятия инструктор по труду Дарья Дмитриевна Баранова. Работает клуб с сентября 2018 года.  

Основная цель деятельности клуба - научить посетителей изготавливать изделия по различной тематике, технике и эстетике выполнения. Показать участникам клуба способы оформления различных предметов и страниц, научить их выполнять работы в разных стилях скрапбукинга.

Занятия с педагогом-психологом

В рамках отделения ведутся занятия с педагогом-психологом, которые проходят по следующим направлениям: психологическое консультирование, психокоррекция и проведение групповых тренингов – коммуникативных, развивающих, коррекционных.

 С учетом контингента отделения, на тренингах часто используются игры – на развитие внимания, мышления, для сплочения группы, для развития памяти, профориентационные и коммуникативные. Психокоррекция в рамках работы психолога отделения заключается в достижении изменений в трех основных сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Для лиц с нарушением интеллекта характерными являются изменения в поведенческой сфере, поэтому обучение умению корректировать неадекватные реакции и овладевать новыми формами поведения является наиболее актуальным.

Психологическая помощь в аспекте индивидуального психологического консультирования, в основном, направлена на помощь в адаптации к социальному окружению, в формировании адекватного отношения к своему заболеванию, повышению способностей к решению психологических проблем, в налаживании взаимоотношений с окружающими, в семье, в коллективе.

Специалисты отделения:

  • Деулина Александра Викторовна - инструктор по труду 
  • Афанасова Татьяна Яковлевна – социальный педагог 
  • Окрушко Анастасия Ивановна – инструктор по труду 
  • Волкова Анастасия Сергеевна - педагог-психолог
  • Баранова Дарья Дмитриевна - инструктор по труду 
  • Остафи Татьяна Викторовна - специалист по социальной работе
  • Матвеева Евгения Сергеевна - специалист по социальной работе
  • Кузнецова Екатерина Юрьевна – специалист по социальной работе

Положение об отделении